Жизнь проходит, — сказка — нет. ©
С днём рождения, герцог Окделл, Повелитель Скал! С днём рождения, Дик!
Это не фик, не отзыв, не рецензия, не аналитика - назову это "мысли по поводу".
читать дальшеНе ту же ли сладость находит и ныне
Покорное, детское сердце мое?
Д. Мережковский. «Детское сердце»
Говоря о дне рождения человека, всегда вспоминают истоки его бытия: край, где он появился на свет, родителей, детские годы – всё то, что составляет основу его существования. Поэтому, отмечая день рождения Дика Окделла, нельзя не вспомнить о Надоре.
Мне хочется обратить внимание на выразительный штрих в изображении родных мест нашего героя – упоминание о лесных ягодах, часто встречающееся в текстах многих авторов. И даже когда сюжет фика во всех отношениях далёк от Надора, в нём можно проследить «ягодные» мотивы. Безусловно, это не случайно. Итак, попробуем разобраться, какова же роль этих мотивов в обрисовке жизни Ричарда и в раскрытии его характера.
1. «Мечтанья алеющих ягод…»
Земляничные поля…
Детства призрачные дали.
А. Кожейкин
На мой взгляд, лесные ягоды будто воплощают само детство, полное тепла и света – тепла искренней близости и света ничем не замутнённой душевной ясности. Такими мы видим надорские ягоды в драббле Hahnenfeder «Дик и Айрис. Надорская земляника». Дик, догоняя поссорившуюся с матерью Айрис, выходит вслед за сестрой на заросшую земляникой поляну. И там, среди «ярких ягод», прячущихся под «резными листочками», забываются споры и обиды. Примечательно, что дорогу к этой поляне брату и сестре преграждают «стволы деревьев, заросшие мхом», «едва видные овражки» и лесной ручей. Героям, как в сказке, нужно преодолеть эти внешние препятствия, чтобы обрести внутреннюю гармонию и согласие.
Средоточием памяти о детстве выступает в фике «Малина» от KoriTora малиновое варенье, сваренное из лесных надорских ягод. Собирать малину тайком от матери – обрести хоть на мгновение истинно детскую беспечность, ощутить подлинную радость жизни. Недаром и в этом фике с ягодами связаны сказочные мотивы: Дик, который ест «сладкие и крупные ягоды» «прямо с ладошек» сестёр, уподобляется «лесному духу».
В драббле «Черничный сок на губах» от Rocita Дик вспоминает о том, как в детстве они с Айрис «убегали в лес и собирали ягоды», которые тогда казались «необыкновенно вкусными».
Следовательно, надорские ягоды – олицетворение той счастливой поры в жизни Ричарда, когда ягодная сладость могла заглушить горечь жизненных невзгод, а сказка претвориться в жизнь.
2. «А жизнь – то клюква, то малина…»
Первой ласки посредницею молчаливой
Оказалась малина, – той ласки без слова,
Что, собой изумясь, хочет снова и снова
Повторяться без счета, себе лишь на диво.
Б. Лесьмян. «В этом душном малиннике, тесном, высоком…»
Детство, овеянное теплом и светом, продолжает жить в душе повзрослевшего Дика. И Ричард готов поделиться вынесенной из детских лет нерастраченной теплотой сердечной привязанности и светом душевной чистоты. Ягоды могут стать даром другому человеку – даром доброты и доверия, ласки и заботы. Поэтому в ряде текстов появляется, скажем так, тема «разделённых» ягод.
В фике «Малина» от KoriTora домашнее варенье становится своего рода сюжетно-эмоциональным центром рассказа, вокруг которого выстраиваются судьбы героев. Необычно построение текста: упоминания о малиновом варенье присутствуют в фике пунктирной линией, то исчезающей, то вновь появляющейся в художественной ткани основного повествования. Эти пунктирные штрихи словно мерцающие в густой зелени рубиновые ягоды малины, то показывающиеся у нас перед глазами, то снова прячущиеся в колючих зарослях дикого малинника. Так и в поведении Дика сменяют друг друга то сочувствие к Алве, то обида на ехидные замечания Ворона, то тревога за своего эра, то досада на него.
Ночь, когда Дик заботится о заболевшем Алве, будто раздвигает свои границы – и пространственные, и временнЫе. Она охватывает землю («бедные хижины и покосившиеся плетни» бакранской деревни, «крутые тропинки», ведущие в лагерь) и небо (звёзды, «казавшиеся слишком близкими»); вмещает в себя и детские воспоминания Ричарда, и соприкосновение с вечными основами бытия («договор был составлен до тебя»). И привносит гармонию в этот многоликий мир, соединяет и уравновешивает все его части, как ни странно звучит, домашнее варенье из надорской лесной малины.
Совместная утренняя трапеза Дика и Алвы – пресные лепёшки с малиновым вареньем – символична: пресность (безвкусность, безжизненность) прежних отношений героев – и сладость обретённой близости.
И сжигает «Проэмперадор Варастийский Рокэ Алва» исписанные Мирабеллой листы с упрёками и горькими словами, обращёнными к не оправдавшему её надежд сыну, оставляя только те записи, которые могут доставить радость его оруженосцу. Рокэ желает силой своей благодарности и зарождающейся любви сберечь хрупкий мир детской веры и надежды – тот мир, который не только вылечил его (лечебная зола от сожжённых надорских карликовых берёзок), но и одарил «разделённой на двоих радостью».
Интересно, что в теме «разделённых» ягод встречается и своего рода обратная ситуация: в фике «Нет такой любви» от Rocita (Флигель-адъютант Хомяков) Рокэ лечит подхватившего лихорадку Ричарда «клюквенным отваром, которым Дика поили в детстве, когда он болел». Этот эпизод вовсе не основной в тексте, но, на мой взгляд, очень показательный. Краткий миг возвращения в детство, когда Алва «возится с ним, как с ребёнком», кажется Дику «чудесным сном», который ему не хочется прерывать. Чувство абсолютного покоя и полной защищённости – вот что даруют Ричарду эти минуты.
Итак, ягоды дают возможность поделиться заключёнными в них теплом и светом – согревающей сердце нежностью и просветляющей душу любовью.
3. «Обжег мне губы странный сок!»
…Чьи губы
Узнают вдруг
Вкус ягод, что в тебе таится…
А. Рембо. «Ответы Нины»
Ягоды, будто вобравшие в себя жизненную силу земли и солнечных лучей, традиционно становятся олицетворением жара чувственного соблазна. Интересны два «ягодных» драббла от Rocita – «Черничный сок на губах» и «Черника».
В первой зарисовке Дик открывает для себя «черничный вкус» поцелуев Рокэ – «свежий, чуть сладковатый». Воспоминания о днях детства, их первозданной чистоте, словно позволяют отринуть беды и невзгоды: Дик вместе с Алвой в Фельпе, а зловещее кольцо сохранено эром Рокэ лишь как память о неслучившейся трагедии. Тёмная капля вина на губах Алвы напоминает Ричарду каплю черничного сока – безгрешная наивность детства будто соединяется с безграничной пылкостью желания.
В драббле «Черника» Дик по-детски бесхитростно лакомится любимыми ягодами: в вазе с черникой «уже показалось дно». Он, наверное, сам не понимает, почему смущается и краснеет, пытаясь под взглядом Рокэ облизать свои губы от лилового черничного сока, – «мягко очерченные, потемневшие от черники, а сейчас еще и припухшие, словно от поцелуев», – «соблазнительные … губы». Дик и не подозревает, насколько он притягателен для Алвы именно своим детским безмятежным неведением.
В этом тексте обращает на себя внимание сопоставление южных и северных ягод: в одной и той же «изысканной вазе на тонкой ножке» появляются сначала «тяжелые грозди темного винограда», а через несколько дней – черника. Это не только стремление Рокэ попробовать, «что же за диковина растет в надорских лесах», но и его желание приблизить к себе надорского «юношу».
Как видим, в сладости ягод, памятной с детских лет, таится сладость влечения.
Нельзя не заметить, что все «ягодные» нити так или иначе стягиваются к одному источнику – детству Дика. Думаю, что многие авторы чувствуют своеобразную «детскость» склада личности героя. На мой взгляд, «ягодные» мотивы и помогают понять именно эту особенность его характера.
Алая душистая земляника, нежная пунцовая малина, синевато-чёрная дымчатая черника – яркие штрихи в сдержанной палитре надорских красок. Как эти «ягодные» тона помогают передать неповторимую прелесть северного края, так и «ягодная» тематика в текстах придаёт характеру нашего героя особую выразительность и достоверность.
(В заголовках использованы строки из стихотворений:
общий заголовок – М. Горбулева; 1 – И. Северянин. «И рыжик, и ландыш, и слива…»; 2 – Л. Васильева. «То клюква, то малина»; 3 – Э. Дикинсон. «Я голодала – столько лет …»)
Это не фик, не отзыв, не рецензия, не аналитика - назову это "мысли по поводу".
читать дальшеНе ту же ли сладость находит и ныне
Покорное, детское сердце мое?
Д. Мережковский. «Детское сердце»
Говоря о дне рождения человека, всегда вспоминают истоки его бытия: край, где он появился на свет, родителей, детские годы – всё то, что составляет основу его существования. Поэтому, отмечая день рождения Дика Окделла, нельзя не вспомнить о Надоре.
Мне хочется обратить внимание на выразительный штрих в изображении родных мест нашего героя – упоминание о лесных ягодах, часто встречающееся в текстах многих авторов. И даже когда сюжет фика во всех отношениях далёк от Надора, в нём можно проследить «ягодные» мотивы. Безусловно, это не случайно. Итак, попробуем разобраться, какова же роль этих мотивов в обрисовке жизни Ричарда и в раскрытии его характера.
1. «Мечтанья алеющих ягод…»
Земляничные поля…
Детства призрачные дали.
А. Кожейкин
На мой взгляд, лесные ягоды будто воплощают само детство, полное тепла и света – тепла искренней близости и света ничем не замутнённой душевной ясности. Такими мы видим надорские ягоды в драббле Hahnenfeder «Дик и Айрис. Надорская земляника». Дик, догоняя поссорившуюся с матерью Айрис, выходит вслед за сестрой на заросшую земляникой поляну. И там, среди «ярких ягод», прячущихся под «резными листочками», забываются споры и обиды. Примечательно, что дорогу к этой поляне брату и сестре преграждают «стволы деревьев, заросшие мхом», «едва видные овражки» и лесной ручей. Героям, как в сказке, нужно преодолеть эти внешние препятствия, чтобы обрести внутреннюю гармонию и согласие.
Средоточием памяти о детстве выступает в фике «Малина» от KoriTora малиновое варенье, сваренное из лесных надорских ягод. Собирать малину тайком от матери – обрести хоть на мгновение истинно детскую беспечность, ощутить подлинную радость жизни. Недаром и в этом фике с ягодами связаны сказочные мотивы: Дик, который ест «сладкие и крупные ягоды» «прямо с ладошек» сестёр, уподобляется «лесному духу».
В драббле «Черничный сок на губах» от Rocita Дик вспоминает о том, как в детстве они с Айрис «убегали в лес и собирали ягоды», которые тогда казались «необыкновенно вкусными».
Следовательно, надорские ягоды – олицетворение той счастливой поры в жизни Ричарда, когда ягодная сладость могла заглушить горечь жизненных невзгод, а сказка претвориться в жизнь.
2. «А жизнь – то клюква, то малина…»
Первой ласки посредницею молчаливой
Оказалась малина, – той ласки без слова,
Что, собой изумясь, хочет снова и снова
Повторяться без счета, себе лишь на диво.
Б. Лесьмян. «В этом душном малиннике, тесном, высоком…»
Детство, овеянное теплом и светом, продолжает жить в душе повзрослевшего Дика. И Ричард готов поделиться вынесенной из детских лет нерастраченной теплотой сердечной привязанности и светом душевной чистоты. Ягоды могут стать даром другому человеку – даром доброты и доверия, ласки и заботы. Поэтому в ряде текстов появляется, скажем так, тема «разделённых» ягод.
В фике «Малина» от KoriTora домашнее варенье становится своего рода сюжетно-эмоциональным центром рассказа, вокруг которого выстраиваются судьбы героев. Необычно построение текста: упоминания о малиновом варенье присутствуют в фике пунктирной линией, то исчезающей, то вновь появляющейся в художественной ткани основного повествования. Эти пунктирные штрихи словно мерцающие в густой зелени рубиновые ягоды малины, то показывающиеся у нас перед глазами, то снова прячущиеся в колючих зарослях дикого малинника. Так и в поведении Дика сменяют друг друга то сочувствие к Алве, то обида на ехидные замечания Ворона, то тревога за своего эра, то досада на него.
Ночь, когда Дик заботится о заболевшем Алве, будто раздвигает свои границы – и пространственные, и временнЫе. Она охватывает землю («бедные хижины и покосившиеся плетни» бакранской деревни, «крутые тропинки», ведущие в лагерь) и небо (звёзды, «казавшиеся слишком близкими»); вмещает в себя и детские воспоминания Ричарда, и соприкосновение с вечными основами бытия («договор был составлен до тебя»). И привносит гармонию в этот многоликий мир, соединяет и уравновешивает все его части, как ни странно звучит, домашнее варенье из надорской лесной малины.
Совместная утренняя трапеза Дика и Алвы – пресные лепёшки с малиновым вареньем – символична: пресность (безвкусность, безжизненность) прежних отношений героев – и сладость обретённой близости.
И сжигает «Проэмперадор Варастийский Рокэ Алва» исписанные Мирабеллой листы с упрёками и горькими словами, обращёнными к не оправдавшему её надежд сыну, оставляя только те записи, которые могут доставить радость его оруженосцу. Рокэ желает силой своей благодарности и зарождающейся любви сберечь хрупкий мир детской веры и надежды – тот мир, который не только вылечил его (лечебная зола от сожжённых надорских карликовых берёзок), но и одарил «разделённой на двоих радостью».
Интересно, что в теме «разделённых» ягод встречается и своего рода обратная ситуация: в фике «Нет такой любви» от Rocita (Флигель-адъютант Хомяков) Рокэ лечит подхватившего лихорадку Ричарда «клюквенным отваром, которым Дика поили в детстве, когда он болел». Этот эпизод вовсе не основной в тексте, но, на мой взгляд, очень показательный. Краткий миг возвращения в детство, когда Алва «возится с ним, как с ребёнком», кажется Дику «чудесным сном», который ему не хочется прерывать. Чувство абсолютного покоя и полной защищённости – вот что даруют Ричарду эти минуты.
Итак, ягоды дают возможность поделиться заключёнными в них теплом и светом – согревающей сердце нежностью и просветляющей душу любовью.
3. «Обжег мне губы странный сок!»
…Чьи губы
Узнают вдруг
Вкус ягод, что в тебе таится…
А. Рембо. «Ответы Нины»
Ягоды, будто вобравшие в себя жизненную силу земли и солнечных лучей, традиционно становятся олицетворением жара чувственного соблазна. Интересны два «ягодных» драббла от Rocita – «Черничный сок на губах» и «Черника».
В первой зарисовке Дик открывает для себя «черничный вкус» поцелуев Рокэ – «свежий, чуть сладковатый». Воспоминания о днях детства, их первозданной чистоте, словно позволяют отринуть беды и невзгоды: Дик вместе с Алвой в Фельпе, а зловещее кольцо сохранено эром Рокэ лишь как память о неслучившейся трагедии. Тёмная капля вина на губах Алвы напоминает Ричарду каплю черничного сока – безгрешная наивность детства будто соединяется с безграничной пылкостью желания.
В драббле «Черника» Дик по-детски бесхитростно лакомится любимыми ягодами: в вазе с черникой «уже показалось дно». Он, наверное, сам не понимает, почему смущается и краснеет, пытаясь под взглядом Рокэ облизать свои губы от лилового черничного сока, – «мягко очерченные, потемневшие от черники, а сейчас еще и припухшие, словно от поцелуев», – «соблазнительные … губы». Дик и не подозревает, насколько он притягателен для Алвы именно своим детским безмятежным неведением.
В этом тексте обращает на себя внимание сопоставление южных и северных ягод: в одной и той же «изысканной вазе на тонкой ножке» появляются сначала «тяжелые грозди темного винограда», а через несколько дней – черника. Это не только стремление Рокэ попробовать, «что же за диковина растет в надорских лесах», но и его желание приблизить к себе надорского «юношу».
Как видим, в сладости ягод, памятной с детских лет, таится сладость влечения.
Нельзя не заметить, что все «ягодные» нити так или иначе стягиваются к одному источнику – детству Дика. Думаю, что многие авторы чувствуют своеобразную «детскость» склада личности героя. На мой взгляд, «ягодные» мотивы и помогают понять именно эту особенность его характера.
Алая душистая земляника, нежная пунцовая малина, синевато-чёрная дымчатая черника – яркие штрихи в сдержанной палитре надорских красок. Как эти «ягодные» тона помогают передать неповторимую прелесть северного края, так и «ягодная» тематика в текстах придаёт характеру нашего героя особую выразительность и достоверность.
(В заголовках использованы строки из стихотворений:
общий заголовок – М. Горбулева; 1 – И. Северянин. «И рыжик, и ландыш, и слива…»; 2 – Л. Васильева. «То клюква, то малина»; 3 – Э. Дикинсон. «Я голодала – столько лет …»)